slide1.jpg
Расскажите, как музей может стать лучше?
Ждём ваших предложений

О чем расскажет нам предмет

     
  • Рубель - первый утюг на Руси

    Точно никто не знает, когда и кто изобрел то, что принято теперь именовать утюгом. Скорее всего, он появился тогда, когда появилась одежда из ткани. Хотя археологи утверждают, что шкуры тоже гладили — отполированной костью мамонта или растягивали на ветках деревьев и кустов.

    Самым давним утюгом археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.

    На Руси было свое приспособление — рубель.

    Рубель (от слова «рубленный») — Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. Издавался звук аналогичный звуку детской погремушки.

    Поверхность рубеля была ребристой. Отсюда еще одно название «ребрак», или «катальная палка». Так как именно им катали одежду, намотанную на «скалку». Скалка - обычная гладкая палка, иногда с ручками. На неё наматывали мокрую одежду, расправляя складочки, брали в руки рубель и начинали катать по гладкой поверхности. Катали именно рифленой (ребристой) стороной. Одежда была из грубого льна, поэтому ее приходилось долго размягчать и разглаживать, для этого требовались немалые усилия. Зато белье становилось мягче, и чище, светлые вещи становились белее. Так появилась поговорка «не мытьем, так катаньем». Такой набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался он как минимум до середины девятнадцатого века.

    В Крапивинском краеведческом музее можно увидеть коллекцию рубелей разного размера и с резными узорами.

  • Утюг угольный

    В середине ХVIII века на смену цельнолитому утюгу приходит утюг с горящими углями- угольный. Угольный утюг нагревался березовыми углями, верх его открывался, как коробка, и угольки засыпали внутрь. В боковых стенках были отверстия для улучшения тяги. Такой утюг назывался еще «духовой», т.к. его нужно было постоянно раздувать.

    Он был более сложным в изготовлении, что отразилось и на его цене. Ранние угольные утюги делали вручную, из проклепанных листов металла, позже отливали на заводах из чугуна. Со временем угольный утюг совершенствовался: обзавелся трубой, колосниковыми решетками. Трубы улучшали тягу и предохраняли руки от ожогов, отводя лишнее тепло. Решетку же клали под угли утюга, чтобы они не касались его подошвы и не создавали горячие точки.

    Плюсы угольного утюга были очевидны: его не нужно греть в печи, отпала необходимость во втором парном утюге. Подошва нагревалась быстро и более равномерно. Но хоть с трубой, хоть без нее, утюжка требовала по-прежнему значительных усилий и аккуратности, он сильно коптил, выделял угарный газ и горелый запах.

    Выход был найден самими прачками: вместо углей они стали закладывать в полый утюг раскаленные металлические вкладыши из старых чугунных утюгов.

    На огромных просторах России угольный утюг использовался вплоть до 60-х годов ХХ века. А прежде чем появился привычный современному человеку электрический утюг, изобретатели испытывали на утюгах нагревательные возможности газа, спирта и воды.

    На фотографии представлен угольный утюг из коллекции Крапивинского краеведческого музея. На задней стенке и крышке клейма: «Краснолит», «Краснодар». Это значит, что изготовлен он был на заводе «Краснолит» в одноименном поселке Краснодарского края.

  • Утюг манжетный

    В коллекции музея более 15 утюгов, среди которых угольные, цельнолитые и даже маленький цельнолитой утюг для разглаживания мелких частей одежды, о котором и пойдет сегодня речь.

    Утюги в России в XVIII веке были дорогой вещью. Их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм. Могла быть сделана и инкрустация медью по железу, а у утюгов побогаче – даже серебром.

    Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых, плотных тканей. Но как только стали появляться тонкие ткани, в моду вошли наряды со множеством оборок, рюшек, бантов и т.д. Все эти детали требовали тщательного ухода, поэтому стали отливать утюги маленькие, размером с пол-ладони, которые служили для разглаживания кружев, манжет, воротничков и других мелких деталей. И назывались они манжетными.

    Примечательно, что форма утюга с тех времен существенно не изменилась: всё тоже плоское основание, ручка и заостренный носик. Значит, изначально человеком была найдена идеально-правильная форма предмета, которая, как и колесо, вряд ли когда-то изменится.

  • Утюг цельнолитой нагревательный

    Слово «утюг» — древнетюркское. И состоит из двух маленьких слов. «Ут» — это огонь. А «юк(г)» означает положить. Чтобы погладить нужно было «положить огонь», то есть нагреть. Утюг – это монолитный кусок металла, обычно чугуна, сверху железная ручка, за которую удобно браться.

    Первое письменное свидетельство наличия в российском обиходе утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора есть запись: «…генваря 31 день кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный…».  Этот утюг был искусно выкован вручную на наковальне в кузнице.

    Первые утюги мастера-кузнецы ковали в кузницах, позднее их стали изготавливать литейным способом – для массового производства. В специальную форму заливали расплавленный чугун или сталь, утюги получались цельнометаллические или «цельнолитые». Даже ручка была сделана из металла. Такой утюг нагревали на печи, а потом им гладили. Такие утюги были довольно тяжелыми.  Нагревались они не менее получаса, а остывали гораздо быстрее. Взять его в руки можно было только с прихваткой, чтобы не обжечься, так как металлическая ручка быстро нагревалась и была очень горячей. Дно-подошва такого утюга все время пачкалась, и хозяйки рисковали испортить белье при глажке.

    Цельнолитой утюг выпускался в России до середины 60-х годов ХХ века. Изготовлением таких утюгов занимались литейные заводы Урала. Один из таких заводов – Каслинский, на севере Челябинской области. Представленный на фотографии утюг - одно из изделий этого завода и хранится в коллекции Крапивинского краеведческого музея. На утюге гравировка завода  «Урал Касли»

  • Лапти

    Лапти – низкая обувь, распространенная на Руси в старину. Это – основной вид и повседневной, и праздничной, удобной, легкой крестьянской обуви. Точная дата и место появления лаптей неизвестны. Слово «лапти» в письменных источниках встречается уже в X веке. В широком употреблении в сельской местности эта обувь была до 30-х гг. прошлого века. Причина популярности лаптей и их распространенности – дешевый доступный растительный материал - кора деревьев.

    Существует стереотип, что лапти на Руси изготавливались из березового лыка. Конечно, лапти плели из коры многих лиственных деревьев. Заготовкой лыка занимались в определенное время, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Наши предки владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы.

    В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники (из мочала). Недолговечность - главный недостаток всех лаптей. Средний срок службы пары лаптей – неделя, а при напряженном труде и дальней дороге - пара дней. Эта проблема компенсировалась легкостью изготовления новых, для чего не требовалось особого обучения. Недаром о сильно выпившем человеке говорили, что он «лыка не вяжет» — не может выполнить простейшую работу. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. В семь лык обычно плели зимние лапти. Ленты второго слоя были несколько шире первого слоя. Перед плетением бересту распаривали в горячей воде. Затем при высыхании плетения склеивались настолько плотно, что не пропускали воду. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку. Лапти носились с портянками (онучами) из грубого холста для лета и из сукна на зиму. К ноге привязывались оборами (веревочными, лыковыми, ременными), на манер древнегреческой сандалии. Длина оборов была от 1,5 до 4,5 м. Крепились оборы внизу за говенник лаптя и удерживали портянку от разматывания. Тем не менее, при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки. По технике плетения можно было определить национальность создателя обуви. Русские плели по технике «косая решетка», а украинцы и белорусы плели, начиная от носка к заднику. В паре новые лапти не отличались левый от правого.

    В 19 столетии лыковые лапти стоили всего 3 копейки, а грубо сделанные сапоги 6 рублей. Это были большие деньги для простого сельчанина, поэтому-то он ходил либо в лаптях, либо босиком. Нужно отметить, что в Сибири лапти носили в основном только переселенцы из европейской части России. Старожилы и коренные жители носили обувь из кожи. Значительная часть бойцов Красной Армии в гражданскую войну централизованно обеспечивалась лаптями, которые заготавливались специальной чрезвычайной комиссией по заготовке валенок и лаптей (ЧЕКВАЛАП). Немцы тоже оценили качество лаптей в зимних условиях времен Великой Отечественной войны.

    Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках, хотя подобная обувь существовала у многих народов мира. В коллекции лаптей Крапивинского краеведческого музея есть несколько видов и одни из них - сыромятные лапти, изготовленные из полосок натуральной кожи.

  • Рушник

    Рушник (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка) — полотенце из домотканого льняного (раньше  - также конопляного) полотна. Предмет народной культуры и народного творчества славян. Упоминания о наиболее древних рушниках относятся к временам Киевской Руси. Его традиционные размеры: 30-40см в ширину и от 3 и более метров в длину.

    Для украшения рушников употреблялась вышивка, кружево, бранное ткачество, ленты. В вышивке использовалась различная символика. Вышивались  орнаменты зооморфные, растительные, геометрические, а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях. До XVIII – XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. 

    Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Рушник широко использовался в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

    Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.

    Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного, оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. Рушниками завешивали окно «от злых духов», когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.

    С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом («от дурного глаза»).

    Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее. В каждой части обряда использовались рушники. Но, самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Своего рода святыня, которую потом не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.

    Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь. Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути. Например, по обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках. Тем, кто нес гроб, а также копателям давали рушники – никому из тех, кто помогал на похоронах, не платили деньгами.

    Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. Его использовали и в первый день пахоты, и  сева,  и жатвы.

    Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник. В новопостроенную избу входили с вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.

    С давних лет и по сей день, хлеб и рушник идут в паре. Очевидно, символика хлеба требовала уважительного отношения к нему и требовала, чтобы он никогда не лежал на «голом», не покрытом рушником столе. Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом.

    Рушник до сего времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали и встречают  хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство.

    Благодаря своей структуре и природной чистоте рушник получил более практическое применение. Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам. Рушник был «лицом» жилья. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку и ее дочку.

    В фондах Крапивинского краеведческого музея представлена большая коллекция рушников, выполненных в самых различных техниках. Своим колоритом и орнаментикой, техникой исполнения рушник может рассказать немало о своем происхождении и назначении. В коллекции музея есть не только русские, но и чувашские образцы.

    Если изображение растительности на рушнике – это стремление запечатлеть красоту природы, то изображение животных, очевидно, служило для защиты от злых духов и сил, для привлечения сил природы в помощь отдельной семье или всему роду. К изготовлению рушников относились с большой ответственностью, придерживаясь определенных правил, чтобы исключить последующие негативные моменты в будущем. Рушник — это дорога  жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь. В середине рушника не должно было быть кружев, мережки, тесемок: «разрезанную жизнь» уже не сошьешь, как бы ни старался. Вышитое изделие должно было быть красивым и с изнанки. Говорили так: «Лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога".

  • Половики

    Экспозицию краеведческого музея  «Крестьянская изба»  гармонично дополняют и очень украшают «дорожки – половики». Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание.

    Появление половиков в традиционном жилище связано не только со стремлением к поддержанию чистоты в доме, но и эстетическом назначении. Об этом говорит их художественное исполнение. Половики были универсальны. Ими застилали крылечки, коридоры, комнаты и кухни.  В русских избах было принято покрывать половиками  лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки стали использовать их как для как утепления пола, так как к утру избы  часто остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к простудным заболеваниям, так и как предмет декора, в качестве прикроватных и входных ковриков.

    Они стелились в русских избах всегда только вдоль половиц  как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилать ковровые дорожки на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.   Причем застилались те места, где по полу ходили, как бы обозначая, где можно ходить. Если половик был слишком длинный, его можно было загнуть и расстилать дальше в нужном направлении. Когда половик загрязнялся,  его скатывали в подобие рулона и выносили стирать или хлопать.  А пол в это время мыли или подметали.

    Длинные узкие половики изготавливались на ткацком стане. Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Это своеобразная техника переработки вещей и придания им нового качества. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки. Таких клубков надо было очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получался половичок.  Подбор цветов лежал полностью на ткачихе и был ограничен, конечно, набором клубков. Цвета ниток или полосок ткани,  из которых делали половики,  соответствовали цвету земли, неба, солнца, травы. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос, например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра).

    Длину основы для половиков выбирали такой, чтобы хватило на нее клубков тряпочек и чтобы успеть соткать все за зимний период.   Домотканые половики изготовляли различной ширины, в среднем от 50-ти  до 70-ти сантиметров. Форма половика из разноцветных полос напоминает чересполосицу крестьянского поля. 

    Были на Руси и круглые половички, они плелись крючком. Круглая форма половика  - символ солнца, любимый символ крестьян.

    В качестве материала для изготовления половиков использовалось и то, что не могло использоваться в ткачестве: отчесы льна, солома, лыко, конопля. Половики из грубого сырья использовались при входе в избы, служили своего рода оберегом: защищали дом от «дурной» энергии и сглаза.

  • Самовар электрический

    Со временем в нашу жизнь входят различные улучшения, появляются новые технологии, а старое быстро забывается и довольно быстро исчезает из нашей жизни. Так произошло и с самоваром. Тем не менее, во второй половине ХХ века самовар получил второе рождение. Самовар стал не такой объемный, как раньше, у него пропала дымоходная труба, а вместо угольной топки появилась нагревательная электрическая спираль. Благодаря этому «в семью вернулся» полюбившийся многим предмет обихода, но уже в новой версии. Таким образом, на столах появились самые первые модели электрических самоваров.

    Итак, его величество, самовар электрический. Вернее, правильнее его было бы назвать не «величество», а «товарищ». Потому, что придумали это электрическое чудо в Советском Союзе. Точно установить, кто и когда создал первый электрический самовар, видимо, уже не удастся. Но приблизительная дата его рождения известна, это 70-е годы прошлого века.

    Внешне самовары электрические ничем не отличаются от своих прямых предков — самоваров угольных. Они также созданы для кипячения воды, как и старинные жаровые. Вода в электрических самоварах нагревается при помощи нагревательного элемента. То есть принцип работы, по сути, не изменился. Только вместо трубы, в которую в жаровых самоварах закладывался древесный уголь или дрова, вмонтирован нагревательный элемент: термоспираль. Она-то и доводит воду до кипения — все просто и удобно.

    В советское время самовары электрические стали весьма популярны за очень короткий срок. Почти в каждой квартире был такой золотистый или серебряный красавец. И это несмотря на то, что стоил он в те времена прилично, и достать его было непросто. Но вкус чая в самоваре, даже в электрическом, оставался особенным, а потому их покупали, не жалея денег.

    Массовый выпуск самоваров, работающих от проводов, был налажен все в той же Туле. Выпускались они самых разных форм, были и совершенно оригинальные, и стилизованные под старину. Кроме того, делали и расписные самовары электрические. Это были настоящие произведения искусства, которые создавались художниками вручную. Работа занимала много часов, на металлических боках выписывались целые картины: и хохломские узоры, и сценки из жизни предков, и много другое, все, что подсказывала фантазия мастера.

    После перестройки, когда СССР был разрушен, почти полностью прекратилось и производство самоваров электрических. Лишь у бабушек можно было увидеть эту милую домашнюю чайную машину.

    Сейчас самовары электрические вновь набирают былую популярность. Их охотно приобретает все больше людей. Сегодня самовары делают не только в Туле, но и во многих городах России. Но лучшими по-прежнему считаются именно тульские.

    Основной материал, из которого они изготавливаются – это латунь. Именно он считается наиболее подходящим и гарантирует самовару долгую жизнь без ремонта и протечек.

    Самовар, не важно, электрический он, жаровой или даже комбинированный, был и остается самым важным атрибутом чаепития. Если он стоит на столе, сама обстановка становится другой и слово «уют» можно буквально прочувствовать. И чай из самовара электрического действительно вкуснее, не зря ведь он так востребован сегодня.

  • Самовар

    Слово «самовар» перешло с русского почти во все языки мира. «Сам варит» - так говорили про самовар на Руси, «русская чайная машина» - так называли самовар в Европе, «водогрейный для чаю сосуд» - такое определение самовару дал В.И.Даль в Толковом словаре русского языка.

    Первые «машины для варки чая» стоили очень дорого и были предметом роскоши, а не необходимости. В создании самоваров принимали участие лучшие мастера декоративно-прикладного искусства. Традиции дворянского чаепития имели строгие правила, а их проведения были похожи на званый обед или небольшой бал. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

    Конструкция первых самоваров предусматривала использование топлива в виде березового угля, сосновых шишек, щепок, сухих веток, опилок. Самовар на дровах становился все более востребованным прибором для кипячения воды именно из-за доступности топлива. Уже в XVIII веке дровяной самовар стал неотъемлемым атрибутом русской культуры и постепенно стал долгожданным «водогреем» в каждом доме. Еще недавно неизвестный на Руси напиток, становится одним из любимых, а чайная церемония с использованием дровяного самовара – традиционным ритуалом приема гостей. Без самовара не обходилось ни одно событие или мероприятие, как в городе, так и в провинции. Торжественная, но душевная атмосфера сближала людей, а чаепитие дарило спокойные и радостные минуты отдыха и умиротворения. 

    Главная задача самовара на дровах – приготовление кипятка для чая. Обязательным правилом качественного приготовления чая является правильный розжиг угольного самовара. После наполнения емкости водой, на дно кувшина (внутренней трубы) необходимо закинуть немного горящих углей, затем древесного топлива и начинать интенсивно раздувать до того, как разгорится пламя. При отсутствии угля, жаровой самовар можно разжигать щепками. Постепенно и аккуратно, к одной горящей лучине на дне трубы, добавляются другие щепки, затем шишки, мелкие и, по необходимости, более крупные дрова. Главное, не потушить огонь и не использовать продукты нефтепереработки. 

    Теперь на самовар нужно надеть конфорку, колпачок и вытяжную трубу, соединив ее с вытяжным устройством. Для получения оптимальной тяги необходимо регулярно чистить самовар от золы и несгоревшего топлива. Можно регулировать процесс интенсивности кипения воды, если контролировать зазор между заглушкой и трубой: при небольшом отверстии – вода продолжает кипеть, а при плотном прилегании – кипение прекращается. Когда вода закипит, трубу снимают. И тогда закипевший самовар несут к столу и устанавливают на специальный поддон, чтобы не испортить стол его горячими ножками.

    Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипятку брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.

    А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.

    Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси.

    Для приготовления сбитня использовались вода, мед, а также лекарственные и пряные травы. Готовился этот русский традиционный напиток в приспособлении, которое в настоящее время принято считать предшественником самовара. Оно называлось – сбитенник. Как и самовар, в нижней части сбитенника имелось поддувало, а внешний его вид напоминал современный чайник. Внутри такого «чайника» находился специальный сосуд для углей. Именно от своего старшего брата (от сбитенника) самовар и позаимствует в дальнейшем такой же сосуд.

    Вопреки распространенному мнению, самовар изобрели не русские. Первая «чайная машина» (так называли самовар в Европе) попала в Россию из Голландии благодаря Петру I, любившему привозить из-за границы новинки. Через какое-то время на Руси появился свой, адаптированный аналог. Правда, название «самовар» за ним закрепилось позже.

    Поскольку в те времена самовар делали из меди, латуни, по некоторым данным, первые образцы появились там, где была развита металлодобыча, то есть на Урале. Тульский кузнец-промышленник Н. Демидов, отправившись в поездку в 1701 г. вместе с искусными медных дел мастерами, основал Суксунский завод, чем положил династию уральских «чайных машин».

    Исторические факты свидетельствуют, что таможенной службой Екатеринбурга в 1740 г. при описи имущества Демидова зафиксирован медный самовар весом 16 фунтов, собственной заводской работы. И, хотя, до сих пор идет спор, где запыхтел первый водогрейный сосуд в Туле или на Урале, существует мнение, что производство самоваров было основано одновременно.

    Официально также зафиксировано, что первый тульский самовар выполнен в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. Основателем этого заведения был их отец, Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.

    Поскольку желающих обзавестись модным и необходимым в быту самоваром становилось все больше, производства открылись во многих городах России. Первоначально в каждом городе его называли по-разному: в Курске — «самокипец», в Ярославле — «самогар», а на Вятке — «самогрей». Новое дело оказалось настолько прибыльным, что кустари переоборудовали мастерские в фабрики.

    К середине XIX ст. в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высоко ценилась, проникая во все уголки России, а город заслужил статус «самоварной столицы».

    В коллекции Крапивинского краеведческого музея имеется более 20 различных самоваров. Среди них есть тульский самовар Торгового дома Братьев Шемариныхъ.

    История создания самоваров дома Шемариных уводит нас своими истоками в середину XIX века, когда крепостной крестьянин Иван Шемарин получил от барина вольную. Решив начать новую жизнь, он уезжает с женой и пятью сыновьями в Тульскую губернию. Возмужавшие дети позже перебираются в Тулу, где и открывают в 1887 году небольшую мастерскую. В этом городе старший брат Владимир встречает свою судьбу - он берет в жены вдову оружейного мастера Гудкова. Наследство его супруги включает небольшую фабрику по производству самоваров, которая к тому времени работает чуть более десяти лет.

    Объединив оба семейных дела, братья Шемарины начинают выпускать одни из лучших самоваров в России. Вскоре их изделия становятся эталоном безупречного качества и высокого художественного вкуса тульских мастеров. Производством занимаются Владимир, Дмитрий и Александр. Финансовые вопросы отдают на откуп Андрею, а представительство интересов фабрики - Николаю.

    В 1899 году открывается Торговый дом братьев Шемариных. Появляется фирменная символика, по которой легко отличить оригинал от подделки - клеймо фабрики с изображением величественного орла. Дела у фабрикантов идут в гору, благодаря чему семья возводит двухэтажную фабрику со складскими помещениями. Производство ведется на новом оборудовании. На самовар Шемариных цена стремительно растет. Иметь дома такой атрибут чаепития становится престижно. Однако могут позволить себе щедрый подарок лишь вельможи, помещики и знатные купцы.

    Интересный факт: историки и искусствоведы утверждают, что каждый выпущенный на фабрике самовар старший Шемарин проверял лично. Одобрял или отправлял на доработку.

    В 1904 году фабрика занимает лидирующие позиции по производству самоваров, уступая лишь братьям Баташевым. Финансовый оборот производства оценивается в 400 тысяч рублей. К 1913 году численность рабочих достигает 700 человек. Ежемесячно на рынок выходит до 6 тысяч самоваров различной конфигурации. Рекламой и сбытом продукции занимается около 1000 коммивояжеров. Война вносит коррективы в работу фабрики, приостанавливая производство. А в 1918 году фабрика становится государственной собственностью и получает другое название - им. В.И. Ленина. Со временем производство перепрофилируется на выпуск автогаражного оборудования.

    За историю своего существования самовары дома Шемариных удостоились множества наград. Среди них:

    1889 год - Большая серебряная медаль Всемирной выставки в Париже (соответствующий оттиск ставится на выпускаемую продукцию);

    1901 год - Почетная грамота выставки в Глазго, присвоенная за безупречное качество изделий;

    1906 год - Золотая звезда Персии, позволившая Шемариным стать официальным поставщиком русских самоваров персидскому монарху;

    1907 год - Шемарины по заказу Николая II производят 5 детских самоваров для Российского Императорского Дома Романовых.

    Кроме того, из рук императора Николая II фабрика получает серебряную медаль "За усердие", присвоенную за искусство в производстве национальной продукции и участие в благотворительных проектах. Возможность купить самовар Шемариных ценилась не только в России, но и за рубежом.

    Братья выставляли свою продукцию на 20 международных выставках, получая за это награды. Каждая новая медаль знаменовала собой появление соответствующего оттиска на изделиях определенной серии. Так, некоторые изделия насчитывали до 20 клейм. Это увеличивало их стоимость, однако недостатка в покупателях среди коллекционеров и ценителей не было никогда.

    Фабрика выпускала свыше 100 модификаций самоваров. Среди них дровяные изделия, работающие на угле и спиртовые самовары. В числе материалов для изготовления продукции - красная медь, латунь, инкрустация серебром, золотом. Разнообразие моделей привлекало взгляд. Можно было купить самовар Шемариных следующих видов: банка, ваза, рюмка, груша, шар, бочонок, яйцо. Некоторые модели дополнялись гранями, оснащались фантазийными ручками, украшались резьбой, ставились на ножки.

    Объем шемаринских самоваров варьировался от 2,5 до 10 литров. В чести был орнамент классического стиля или рококо (с выпуклым растительным оформлением).

    К началу прошлого века фабрика братьев занимает второе место в городе по объему выпускаемых изделий и количеству рабочих. Первое место не уступала фабрика наследников Баташева. В 1913 году у братьев работали более 700 человек, которые каждый день выпускали до 200 изделий. Самовары продавали в разные города Российской империи, в Европу, поставляли изделия во двор персидского шаха. Братья встречались с императором Николаем ІІ, который разрешил им изготовить для своих детей пять самоварчиков с приборами. Но непонятным образом императорские дети получили изделия с клеймом… Баташевых. Эта тайна до сих пор не раскрыта.

    Во время Первой мировой войны производство самоваров приостанавливается, а в декабре 1918 года происходит национализация Торгового дома «Братья Шемарины». Предприятие называют фабрикой имени Ленина, которая выпускала более десяти лет лучшие самовары в Туле.

    Во время революции четыре брата выехали за границу, а Николай остался в Туле. Во время советской власти он где-то раздобыл документ, что был на фабрике просто рабочим. Позже продавал книги в магазине. Потомки Николая до сих пор живут в Туле, а вот о судьбе остальных почти ничего неизвестно…

    Текут годы, но самовар, часть судьбы русского народа, остается молодым. Остаются молодыми и самовары братьев Шемариных…

    Статья подготовлена с использованием материалов сайта Самовары.РФ https://xn--80aaf3bkob0g.xn--p1ai/news/samovary-torgovogo-doma-bratev-shemarinykh/

  • Подкова

    В прежние времена основным способом передвижения была езда на лошади. Поэтому это животное имело большое значение для человека в те годы. Однако, обувь для лошадей не сразу стала железной.

    При работе, длительной ходьбе по твердому грунту роговые части копыта у лошади быстро стираются. При повреждении копыта, испытывая болезненные ощущения, лошадь начинает хромать, а порой и вовсе отказывается наступать на больную ногу. Ковка позволяет предохранить копыта от истирания и защитить их от травмирующих ударов о твердый грунт. В зимнее время подковы, снабженные шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение.

    Первые приспособления для защиты ног лошадей сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон и укреплялись веревкой или ремнями. Такие башмаки были непрочны, укрепление их веревками или ремнями вызывало дерматиты. Иногда, чтобы создать защитный слой, подошвенные поверхности рабочего скота покрывали смолой.  

    Впервые использовать металл для предохранения копыт лошадей люди начали еще в первом веке нашей эры. Римляне для защиты роговых частей копыта лошади употребляли металлические овальные пластины. С помощью крючков, дужек, различных ушек или колец они крепились на копыте животного ремнями или веревками. Такие пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов – мулосандалиями, для быков – бососандалиями.

    Принято считать, что традиция крепить железо к копытам гвоздями зародилась в Скандинавии. Первыми начали подковывать таким способом своих лошадей галлы и кельты, а уже в VI веке гвозди начали набирать популярность по всей Европе.  Больно ли лошади при этом? Нет, потому что копыта животного устроены так, как и ногти у человека – в них нет нервных окончаний (поэтому нам стричь ногти не больно).

    В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 715 г.: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». До этого на Руси копыта лошадей окунали в смолу или надевали ей на ноги кожаные мешки.  

    Способы защиты конских копыт в давние времена часто держали в тайне.  Особенно это было важно во время военных действий.  От здоровья лошадей зависел итог огромного количества сражений, и соответственно судьба страны и народа. Считается, что одной из причин поражений Александра Великого стали проблемы с копытами коней. А Наполеон потерял большую часть своего войска лишь потому, что лошадей не «переобули» в зимние подковы.

    Лошадиной обуви   и сейчас уделяется большое внимание. Для лечения различных заболеваний конечностей лошадей существуют даже ортопедические подковы.   

  • Коллекция Керамики

    Глиняная посуда появилась тысячи лет назад. Она испокон веков используется многими народами. Это была самая распространенная утварь Древней Руси.

    Коллекцию гончарной керамики краеведческого музея составляют гончарные изделия: сосуды для воды, корчаги для пива, горшки, кувшины, кринки, бытовавшие в крестьянских семьях на территории бывшей Крапивинской волости и примыкавших к нему территорий.

    Предметы гончарной керамики почти всегда выполнялись на гончарном круге. Чаще всего это был ручной гончарный круг. 

    Традиционный вариант глиняной посуды — горшок, много столетий он главным кухонным сосудом на Руси. В горшках готовили практически все блюда. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян.  Горшки - наиболее многочисленная группа сосудов.

    Горшок - низкий устойчивый сосуд с широким горлом. Такая форма возникла не случайно. Наши предки считали, что в только горшочках продукты могут прогреться равномерно. Пища, приготовленная в такой посуде, имеет восхитительный вкус, даже если использовались самые обычные продукты. Дело в том, что глина быстро прогревается и отлично накапливает тепло и не «спешит» его отдавать. Поэтому получается, что пища «томится». Горшок обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно.

    Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига.

    Горшки редко орнаментировались. Волнистая линия – наиболее архаичный узор на горшках. Узором гончар «заклинал» свое изделие, чтобы оно всегда было наполнено содержимым, а быт изобильным. Глазурь наносили с целью придать сосуду прочность, влагоустойчивость, привлекательность. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

    Горшки варочные делали разных размеров. В зависимости от их использования их называли соответствующим образом - горшок-штенник (для варки щей), горшок-кашник (для варки различных каш). В маленьких горшочках варили детям кашу или делали снадобья. Если на горшке появлялась трещина, бережливые крестьяне оплетали его берестой. Береста сохраняла тепло внутри посудины. К тому же, горшок можно было взять голыми руками, не боясь обжечься.

    Горшок «Братина» - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного ручками, которые не выходят за габариты горшка. Они приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться.

    Крынка - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

    Миска - небольшие мисочки для индивидуального пользования.

    Кувшин (крупник) - емкость для хранения сыпучих продуктов (до 15-16 кг)

    Квашни использовали для замешивания теста. Нередко в верхней части квашни можно было увидеть узор в виде рельефных округлых поясков или волнистых линий.  Для большей прочности посуду покрывали поливой - цветными глазурями или подвергали обварке.

    Корчага или макитра – глиняный сосуд больших размеров без шейки, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

    Многие предметы уже вышли из употребления и об их назначении можно узнать только благодаря музейным экспозициям.

  • Икона Казанской Божьей Матери

    В коллекции икон Крапивинского краеведческого музея есть небольшая деревянная приписная икона Казанской Божьей Матери конца ХIX-го, начала XX века. Написана она по канонам иконописи на левкасе темперой.

    В иконописи левкас — это название грунта из мела, размешанного на животном или рыбьем клее с добавлением льняного масла. Наносится он несколькими слоями. Сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.  После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща.

    Икона – окошко к Богу, смотря в которое, христианин обращается к первоисточнику, т.е. к «Самому Господу». Тот, кто изображен на иконе, является посредником между человеком и всевышним.

    Казанскую икону Божьей Матери уже много веков считают чудотворной, а молитвы к ней – судьбоносными, она наиболее почитаема в православном мире. Может потому, что, являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божья имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас, заступаясь перед Христом.

    На полях данной иконы изображены избранные святые. Они не являются частью основной композиции и не принадлежат сакральному пространству, они предстоят помещенной в центр Богородице с младенцем и как бы усиливают ее сакральное звучание, и, в то же время выполняют роль заступников и посредников в молитве перед иконой.

    Приписные избранные святые – это, как правило, небесный покровитель заказчика иконы и его ангел-хранитель.  К сожалению, поля иконы (обрамление средней, углубленной части иконы (ковчега)) имеют много осыпи, поэтому надписи над святыми и черты левой фигуры исчезли. Все это делает невозможным установить приписных избранных святых. Неизвестными остаются и автор иконы, и заказчик, никаких свидетельств об этом на иконе нет.

    Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает "Путеводительница". В этом названии заложен определенный глубокий смысл. Пресвятая Богородица является не только заступницей, но и Путеводительницей людей к Богу. Она помогает укрепить веру, обрести внутренне равновесие, уберечься от ошибок в трудные моменты жизни.

    Фигура Божией Матери на иконе представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ материнской нежности, любви, милости, и в тоже время преклонение перед Спасителем.

    На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан. 

    Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека, которому кажется, что взоры с иконы проникают в душу.

    Интересна история иконы Казанской Божьей Матери.

    Прообраз Богоматери был обретен в 1579 году после того, как в Казани сильнейший пожар практически уничтожил всю деревянную часть города.

    По легенде, девятилетней девочке Матрене, дочери одного из пострадавших местных купцов, во время сна явилась Пресвятая Богородица и повелела разыскать ее образ на пепелище.  Родители послушали девочку и в указанном ею месте действительно обнаружили не тронутую огнем икону, завернутую в кусок сукна цвета вишни. Написана она была на доске из кипариса и сияла свежими красками.

    Помимо невероятной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, люди, страдающие мигренью, обретали успокоение от головных болей. Тогда же было решено сделать копию образа. Его послали ко двору Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Московский царь был настолько очарован рассказанным, что приказал построить девичий монастырь на месте обретения иконы в Казани. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

    Кроме многочисленных исцелений, и этому есть множество свидетельств, икона Казанской Божьей Матери неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от поляков в 1612 году, победу русских войск в Полтавской битве в 1709 году, а также победу в Отечественной войне 1812 года.

    Немалую роль сыграл чудодейственный образ Заступницы и в истории Великой Отечественной Войны. Согласно историческим документам икона была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Ее проносили по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем образ перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред Богородицей был проведен молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.

    Насколько же сильной должна была быть вера людей в чудодейственность образа Богоматери. А ведь, как ни странно, это была всего лишь прекрасно написанная копия. Оригинал был утрачен еще в начале XX века. По одной из версий считается, что икона вместе с образом Спасителя в 1904 году была похищена из Богородицкого монастыря. Со слов одного из пойманных похитителей, деревянную часть божьего лика изрубили на куски и сожгли, а драгоценности ризы были вырваны в надежде на скорую продажу.

    Однако, это лишь одна из версий исчезновения. Существует предание, что настоятельница монастыря, боясь кражи, каждый вечер относила святой лик в свои покои. И воры вынесли, не подозревая о том, из монастыря копию иконы.

    Согласно второй версии, по сведениям историка Хафизова, во время Гражданской войны прообраз Иконы Казанской Божьей Матери был вывезен из России и продан на аукционе одному из лондонских коллекционеров в 1920 году. У иконы несколько раз менялись владельцы. Впоследствии она была выкуплена и передана в Ватикан.  Вернулась в Россию в 2004 году.

    Согласно третьей версии, оригинал иконы был спрятан, и ее местонахождение до сих пор неизвестно. Поэтому, скорей всего, икона находится в России.

    Казанская икона Божьей Матери остается одной из самых любимых в России. Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.  Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении от болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от врагов, благословении молодоженов и рождении детей, о благополучии и мире в семье. Богородице молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время печали, уныния, депрессии или сильного горя.  У Казанской Богоматери просят защитить воинов, т.к. она считается их покровительницей.  Молитва, идущая от чистого сердца, всегда дойдет до Заступницы нашей.

    Приписная икона «Казанской Божьей Матери» из коллекции краеведческого музея принадлежала бабушке Анастасии Петровны Шериной (Грашкиной). В 1999 году Анастасия Петровна передала ее в музей на поятоянное хранение.

  • Икона Святого Архангела Михаила

    В духовной иерархии святому Михаилу отводится одна из значимых ролей. Церковное предание утверждает, что Господь сотворил несметное количество ангелов еще в начале времен. Во главе ангельского сонма был поставлен Денница, который впоследствии поднял бунт и превратился в Сатану. Архангел Михаил вступил в сражение с Денницей и низвергнул его с Небес. С той поры он возглавляет святое воинство. Это один из немногих Архангелов, который почитается во всех религиях. Имя Михаил происходит от арамейского и вавилонского слов, означающих «Подобный Богу» или «Кто как Бог».

    Об архангеле Михаиле говорят, как о покровителе воинов при условии, если они сражаются за правое дело. Ему поручено стоять со своим мечом между нами и тьмой. На некоторых изображениях меч отсутствует, зато есть копье.

    Икона именно с таким изображением есть в коллекции икон Крапивинского краеведческого музея. Икона Святого Архангела Михаила изображает крылатого архангела в виде апокалиптического всадника, величественно скачущего на огненном коне. Способность быстро передвигаться и исполнять волю Божью символизируют крылья и копье в руке. Архангел одет в доспехи, под ними хитон, сверху — хламис (небольшой плащ). На его голове царская корона с диадемой, символом немедленного повиновения Богу.  Вокруг его головы сияет нимб. В одной руке он держит трубу и Евангелие, из которого слово Божье выходит в мир. С трубой он возвещает второе пришествие Господа, звук разносится по всему миру. В другой руке ладан — один из даров, которые Спаситель получил при рождении от трех мудрецов как символ Бога. Архангел раскинул руки. Между ними сияет радуга — символ примирения Бога с людьми. Михаил, Великий князь, побеждает зло — Сатану, изображаемого адским огнем. Своим копьем он низвергает его в бездну навеки.  Крылатый Огненный Конь со своим всадником перепрыгивает через пропасть. Могущественный вождь, внушающий благоговение и удивление, посланник Бога, командующий небесными войсками, предстает перед лицом Господа.  В верхней части - облако, на облаке - алтарь со Святым Евангелием и Эммануилом, который дает свое благословение с монограммой IC XC — Иисус Христос.

    Образ святого архангела Михаила один из самых восхваляемых и любимых в православной вере.  Это бесконечно добрый, справедливый и любящий защитник, ревностно оберегающий Божественный порядок. Его божественная сила воистину огромная, и он помогает в решении практически всех жизненных вопросов. Образ несёт огромную защиту каждому, кто обращается к нему, но главным его отличием от других является то, что именно он даёт силы бороться с врагами, как внешними, так и невидимыми, а значит, и с самим собой. Ведь часто нечистое кроется не столько в окружающих людях, столько в нас самих, и, научившись управлять своими помыслами, очистив их от всего бесовского, человек приходит к пониманию того, что есть истинное зло, как распознать и побороть его, оставшись при этом верным Всевышнему и его праведному слову настоящим христианином. Если требуется защита – он может защитить что угодно: вашу жизнь, близких вам людей, семью от зла, бизнес, энергетику, планету. Его просят об исцелении от болезней, к нему обращаются при входе в новый дом, он считается защитником спящего. Он – защитник в момент смерти. У небесного заступника можно вымолить избавление от скорби.  Верующие молятся о помощи Святого Михаила во время войны, помогает Архангел Михаил и тем, кто служит на флоте. Уникальность роли Архангела в том, что она является вечной — появившись до Адама, он покровительствует людям во все времена, а также после смерти.  Считается, что архистратиг Михаил -хранитель Книги жизни. В ней записаны все человеческие дела, как добрые, так и злые. Он играет важную роль на Страшном Суде, выступая защитником грешников, вымаливая души тех, кто при жизни сделал хоть немного добра. На некоторых иконах Михаил сопровождает умерших и занимается взвешиванием их душ. Михаил встречает после смерти души, чтобы проводить их в рай. Он же стоит на страже райских врат. В нимб Михаила включен растительный орнамент. Эта деталь связана с функцией небесного стража.

    Много чудес сотворил Архангел Михаил. Они прочно вошли в историю христианства. Вот только два таких чуда:

    - в 6 в. Рим одолела чума. Во время крестного хода Папа Григорий увидел Архангела Михаила, который вкладывал меч в ножны. Эпидемия с этого времени пошла на убыль. Теперь верхушку мавзолея Адриана украшает статуя Архистратига (ныне это Замок Святого Ангела);

    - к Новгороду устремилась армия Батыя, но завоевателям явились Богородица с Михаилом.  Перед этим Батый был в Киеве, где узрел фреску с изображением архистратига. В итоге войско повернуло назад. Это чудо произошло в 1239 году.

    К сожалению, авторство иконы из коллекции музея определить невозможно. Никаких сведений об иконописце на самой иконе нет. 

    Икона написана в традициях иконописи: на деревянной доске, грунт - левкас, краски – темпера.

    Изготовлена икона Святого Архангела Михаила предположительно в начале прошлого века.

 

Экспозиции

     
  • Природоведческая экспозиция

    В экспозиции представлена диорама современной фауны Крапивинского округа, а также коллекции минералов и образцов полезных ископаемых, палеонтологическая коллекция.

  • Этнографическая экспозиция

    «Интерьер русской крестьянской избы кон. XIX – нач. ХХ вв. Быт и уклад жизни первопоселенцев земли Крапивинской».

    Оригинально оформленная экспозиция знакомит с интерьером, максимально приближенным к интерьеру русской крестьянской избы указанного периода. 

     

  • Зал боевой славы

    Экспозиция включает в себя следующие разделы: «Гражданская война 1918-1919 гг.», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Присяге воинской верны», посвященный участникам военных событий в Афганистане и Чечне 1979-1989 гг. Данные разделы наиболее полно отражают военные события нашего края тех лет. 

  • Зал истории техники

    В экспозиции представлены коллекции, которые характеризуют историю развития техники и ремесленного производства крестьян, проживавших в Крапивинском районе. Это коллекции керосиновых ламп и утюгов, плотницких и столярных инструментов швейных машинок «Зингер» и фотоаппаратов советского периода времени.

    В Зале истории техники располагается уникальный экспонат музея - шерстобитный станок, он принесен в дар музею жителем п. Крапивинский Василием Ивановичем Леоновым. 

  • Гостиная художника Владимира Дмитриевича Вучичевича-Сибирского

    Гостиная художника Владимира Дмитриевича Вучичевича-Сибирского (1869-1919гг.) посвящена талантливому русскому художнику-пейзажисту, воспевшему в своих полотнах красоты нашего сибирского края. 

  • Мероприятия музея

  • Выставочная деятельность музея

    Крапивинский краеведческий музей регулярно организует сменные, передвижные и коммерческие выставки, предоставляемые научно-исследовательскими, культурно-образовательными и просветительскими учреждениями, а также частными лицами.

  • Научно-исследовательская деятельность музея

    Позиционирование Крапивинского краеведческого музея как равноправного партнера, ориентированного на конструктивное сотрудничество, реализуется как в научно-исследовательских и краеведческих проектах коллектива музея, посвященных юбилейным, значимым событиям района, области и страны, так и в участии в международных, областных, районных конкурсах, выставках, в научных конференциях, круглых столах, т.д.

    Крапивинский краеведческий музей является победителем областного конкурса «Лучшее музейное учреждение» в номинации «Исследование года» (май 2006 г.), в номинации «Лучший районный музей» (май 2007 г.). В районном конкурсе «Все только начинается» в номинации «Культурное наследие» (2009 г.) музей представил работу «Память в наследство - В.Д. Вучичевич-Сибирский» и занял первое место.

    В 2012 г. на областной конкурс «Семь чудес Кузбасса» Крапивинским краеведческим музеем в качестве претендентов на «чудеса» Кузбасса были представлены такие объекты, как Салтымаковский хребет, природный и исторический объект Золотой клад хана Кучума и пгт. Зеленогорский как территория активного отдыха и ярких впечатлений. Два объекта, представляемые музеем (Салтымаковский хребет и Золотой клад хана Кучума), прошли во второй этап конкурса и из 28 финалистов заняли 14-е и 16-е места соответственно. 

    В 2012 г. хранитель фондов Крапивинского краеведческого музея С.С. Черданцева за работу «Богатый край» удостоена диплома лауреата третьей степени регионального краеведческого конкурса «Наш Кузбасс» в номинации «Экономика Кузбасса».

    В 2013 г. Крапивинский краеведческий музей был удостоен дипломом I степени за лучший экспонат, представленный на международной выставке-ярмарке «ЭКСПО-СИБИРЬ».

    В 2014 г. главный хранитель фондов Крапивинского краеведческого музея А.Н. Тарасова реализовала краеведческий проект, посвященный 90-летнему юбилею района: разработала набор открыток «Крапивинский район 1924-2014гг.» Комплект открыток отражает природное богатство района, его живописные заповедные уголки, раскрывает историческое развитие Крапивинского округа, становление его экономики, социальной сферы, культуры, образования и здравоохранения.